Маркетплейс vs свой сайт
Думаешь уже начать что-то продавать через интернет? Тогда очевидно у тебя возникнет вопрос: делать свой сайт или размещаться на маркетплейсе? На эти вопросы коротенько даю ответы.
Сейчас есть два типа онлайн-площадок для бизнеса – маркетплейсы и собственные интернет-магазины.
Постараюсь максимально объективно рассмотреть оба варианта, потому что каждый имеет свои возможности и особенности. Надеюсь, это поможет определиться с выбором для твоей задачи.
Маркетплейс
По сути, маркетплейс – это торговая интернет-площадка, где продаются товары от разных продавцов. Это торговый центр, только в интернете. Примеры: OZON, Яндекс Маркет, Lamoda.
Особенности:
- Предлагаются сотни товаров от разных продавцов.
- Несколько продавцов могут продавать одинаковый товар по разной или одинаковой цене.
- Интернет-площадка не выкупает товары. Все товары принадлежит продавцу.
- Площадка зарабатывает на комиссии или абонентской плате.
- За дополнительные услуги берут деньги: продвижение, хранение на складе.
Плюсы и минусы маркетплейса
Плюсы
- площадка раскручена и постоянно развивается;
- уже настроены платежные системы;
- подготовлены склады и пункты выдачи в разных городах;
- настроена аналитика.
Минусы
- нужно платить комиссию платформе: если перестать платить, то в момент остаешься без бизнеса;
- высокая конкуренция: рядом с вами продается не только похожий товар, но и полностью идентичный;
- дополнительные расходы: за хранение невостребованного товара, участие в скидочных акциях, от которых нельзя отказаться;
- мало возможностей для взаимодействия с потенциальным покупателем.
Итог: получаешь готовый отлаженный канал продаж, при этом за любое улучшение платишь и всегда сильно зависишь от торговой площадки.
Свой сайт или интернет-магазин
Сейчас запустить сайт с интернет-магазином довольно легко: нужны только домен, хостинг и движок. Все это сейчас не требует навыков программирования и вполне доступно и по деньгам. Также есть много бюджетных решений на базе конструкторов вроде Tilda, Конструктор REG.RU, Creatium.
Но после запуска требуется самое главное – раскачать продажи. Это непросто. Собственный сайт требует много времени и сил на продвижение.
Плюсы и минусы своего сайта
Плюсы
- полный доступ к информации о покупателях: CRM-системы, аналитика от сторонних сервисов;
- полный контроль над ценообразованием;
- покупатель не отвлекается на товары конкурентов;
- есть возможность допродаж за счет up-sell и cross-sell;
- клиент может проникнуться брендом за счет уникального дизайна и текста.
Минусы
- большие затраты на разработку и поддержку, особенно для больших магазинов;
- продажи зависят от рекламного бюджета: меньше вкладываешь, меньше продаешь;
- вся логистика на владельце интернет-магазина;
- нужно создавать собственную службу поддержки для консультаций и настраивать инструменты коммуникаций (чаты, чат-боты, телефонию, систему приема и обработки заявок).
В общем, чем больше возможностей, тем больше ответственность.
Что же выбрать?
Всё зависит от тебя и твоего бизнеса. Решение следует подбирать, исходя из сферы и стадии развития проекта, а также поставленных целей.
Сайт подойдёт, если:
- у тебя крупная организация или в будущем планируешь расширение бизнеса;
- работаешь в сфере B2B (сотрудничаешь с другими компаниями);
- твоя целевая аудитория не ищет товары на маркетплейсах;
- нужен широкий функционал для продажи товаров и услуг.
Маркетплейса будет достаточно:
- тем, кто пока не готов вкладывать большие деньги в развитие сайта;
- тем, чьи клиенты ищут и заказывают товары преимущественно на маркетплейсах;
- стартапам, которые хотят определить востребованность продукта.
А еще можно развивать и свой сайт и продавать через маркетплейсы. Это потребует больше затрат, но также может принести больше прибыли.
Преимущества:
- Разные каналы продаж. Если маркетплейс закроется, вы потеряете только один из инструментов продвижения, а не весь бизнес.
- Дополнительное присутствие на рынке. Чем чаще пользователь встречает ваш товар, тем выше шанс покупки.
- Поиск места обитания целевой аудитории. Спустя некоторое время можно отказаться от неэффективной площадки.
- Выход на рынки других городов и стран. В родном для бизнеса городе настроить доставку нетрудно, а вот для работы с другими регионами полезно воспользоваться логистической мощью маркетплейсов.